[ парк "Ходынка" ]

Проект-финалист международного конкурса на архитектурную концепцию парка на Ходынском поле, (Москва, 2013-2014)


Авторский коллектив: Александр Шуткин, Виктор Навас, Ира Фишман, Елена Бойко

1. Участок проектирования, состоящий из четырех функциональных зон, трактуется как единое целое, взаимопроникающее и взаимодействующее между собой пространство. В непосредственной близости к участку проектирования расположены крупные общественные объекты притяжения (Ледовый дворец). В будущем к ним добавятся здание ГЦСИ, ТВК Авипарк, футбольный стадион ЦСКА.

 

2. Парк рассчитан в первую очередь на местных жителей из окружающих жилых комплексов, однако довольно значительная часть потока  посетителей ожидается непостредственно со станции метро "Ходынское поле".

Главные бульвары трассируются по направлениям соединяющим сложившуюся городскую структуру и основные доминанты - новые объекты общественного назначения. Минимизация транзитного трафика людей через парк достигается за счет разной ориентацией выходов метро: Северный выход - ориентирован на приезжих посетителей крупных общественных объектов и позволяет попадать к ним минуя парк, Южный выход - ориентирован на местных жителей и в большей степени включен в пространство парка.

 Отсутствие автомобильной дороги через многофункциональную коммерческую зону позволит обеспечить безопасную и безбарьерную среду для движения людей различного возраста и физических возможностей. Главные объекты притяжения связанны между собой прямыми связями: ГЦСИ и вестибюль станции метро "Ходынское поле"; жилой комплекс "Гранд парк" и метро; метро - школа.

 

3. Планировочная структура состоит из наложенных друг на друга двух ортогональных сеток с модулями 77х77м и 154х154м. Разбивка осуществляется от центральной оси проходящей через геометрический центр ГЦСИ и  от оси проходящей через геометрический центр станции метро. Памятник М.В.Водопьянову  включается в общую структуру, являясь точкой пересечения двух осей.

В общую ортогональную структуру добавляются два выявленных направления, являющихся продолжением существующих проездов.

 

4. Основные планировочные объемы, образовавшиеся между главными пешеходными бульварами прорезаются поперечнми направлениями, формируя основные функциональные зоны. Продольные бульвары связывют поперечные направления между собой в единый пешеходный каркас.

 

5. Для визуального объединения двух основных функциональных зон, коммерческие объекты встраиваются в искусственный рельеф, а их кровля служит продолжением пространства парка . В центральной части парка, остается открытое пространство, которое визуально связывает ГЦСИ и  парк. Перед вестибюлями метро и вестибюльной группой музея метрополитена организовываются накопительные площади, от которых ведут бульвары по основным направлениям. В угловых зонах парка оставляется открытое пространство, служащее парадным входом в парк

Сеть бульваров и водных каналов делит парк на своеобразные лоскуты. Для ландшафтного оформления территории каждого лоскута мы решили использовать тему видов поверхности земли с самолета. Различные по своей геометрии паттерны, которые мы наблюдаем с высоты полета, уменьшенные в масштабе и наложенные на поверхность парка, создают разнообразную парковую среду - извилистые или прямые дорожки, различные типы газонного покрытия (по аналогии с засаженными различными культурами полями) и т. п. Кроме того, что эта концепция превращает парк в живописное полотно, делает каждый его участок уникальным и интересным для прогулок, она отсылает посетителей к истории места, связанной с авиацией.

 

Парк ориентирован в первую очередь на местных жителей. Здесь сосредоточены самые разные общественные функции, которые позволяют создавать "местные сообщества" жителей, заниматься разными видами спорта и отдыхать с детьми.  Многообразие функций предлагаемых для посетителей парка - одна из ключевых идей проекта.

Со стороны нового музея ГЦСИ и ТВК "Авиапарк" располагаются коммерческие объекты и подземные автомобильные парковки.  Эти объекты спрятаны в искусственный рельеф и со стороны парка воспринимаются как естественный природный ландшафт.  Попасть в многофункциональную коммерческую зону можно  со стороны парка - через кафе,  и со стороны комплекса ГЦСИ и ТВК"Авиапарк",  где формируется пешеходное пространство "торговой" улицы.

 

Парк предполагает организацию системы искусственных водоемов.  В летнее время в некоторых из них предполагается разведение рыбы, что так же станет объектом притяжения и отдыха для местных жителей.

 

Зимой водоемы предполагается частично  использовать для катания на коньках, но кроме того разместить на них площадку для кёрлинга и прорубь для купания.  Систему велосипедных дорожек зимой предполагается использовать  для трасс беговых лыж ,  а склоны искусственного рельефа - как горки для катания на санках и как тренировочные горки для начинающих сноубордистов.

 

В структуре парка предполагается размещение системы малых красных многофункциональных объектов:  в зависимости от ситуации и времени года это могут быть летние  кафе или павильоны для временных выставок, в другом - павильон проката и ремонта велосипедов и роликовых коньков, рыбацкий домик или раздевалка для купания в проруби, общественный сан. узел и т.д. Они также могут быть арендованы как офисы небольшими творческими компаниями, которые находят интересным и необычным работать в парке. В целом назначение этих объектов – дополнительное оживление уголков парка, что позволит сделать его более безопасным. 


archi.ru о нашем проекте:

8 / Творческая мастерская Т.М. (Россия, Самара)

Самарские архитекторы, тоже увлеченные спортом, хотя и в меньшей степени, чем голландцы, превратили свой парк в абстрактную картину, сложенную из нескольких геометрических сеток и фактур – в духе несколько более регулярного, чем обычно, Малевича. Впрочем полупрозрачные массивы деревьев, прочерченные длинными прямыми линиями, создают один из самых отчетливых образов аэродрома. Вероятно, это самый контекстуальный и ностальгический проект из всех представленных, несмотря на отсутствие в нем однозначных атрибутов аэродрома вроде винтов и самолетов. 


(полную версию статьи читайте на archi.ru)