[ за окном ]

ПРОЕКТ

Проект сохранения и экспонирования исторических оконных наличников с элементами деревянной резьбы

МЕСТО

Россия, Самара

ГОД

2018

ОПИСАНИЕ

Идея создания проекта принадлежит идеологу фестиваля восстановления исторической среды "Том Сойер Фест" - Андрею Кочеткову. Вместе с Андреем мы задались целью прекратить в Самаре бесследное уничтожение исторических наличников, и, что важно - сохранить их в прежнем качестве - как украшения общедоступных городских пространств, а не прятать их в закрытые музеи. Результатом и стал проект "За окном", который не предполагает больших вложений, может быть реализован быстро, с привлечением волонтеров, грантовых средств и при содействии неравнодушных предпринимателей. Хотим подчеркнуть, что все авторы этой работы выступают за сохранение любых исторических зданий в максимально приближенном к оригинальному виде. И ни в коем случае не ищут пути замены сохранения таких объектов целиком консервацией лишь деревянного декора. В то же время, необходимость спасения хотя бы элементов с совершенно законно уничтожаемых исторических построек возникла в Самаре уже давно. Эта концепция является лишь одной из частей сложной и многоплановой работы по сохранению исторического облика дореволюционной Самары и её элементов -  работы, в которую вовлечены многие наши коллеги и результаты которой, мы надеемся, не за горами.

 

АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ

Андрей Кочетков, Александр Шуткин, Ира Фишман.

ПРИ ГРАНТОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ

Департамента культуры и молодёжной политики г. о. Самара


АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

ПРОБЛЕМА УТРАТЫ ГОРОДОМ УНИКАЛЬНЫХ ОБРАЗЦОВ ИСТОРИЧЕСКОГО АРХИТЕКТУРНОГО ДЕКОРА

Деревянный декор исторических домов - один из важных культурных кодов России. Особое место среди украшений занимают деревянные резные наличники, которые практически не распространены в мире за пределами бывшей территории Российской империи. Это специфические отечественные элементы архитектуры, сохранение которых представляется очень важным аспектом в области культурного наследия государства. Кроме того, традиции и технологии изготовления наличников, их орнаменты довольно существенно отличаются в разных городах. Поэтому невозможно всё многообразие этой фактуры свести к сохранению деревянных зданий в нескольких туристических зонах огромной страны.

 

К сожалению, наличники сносимых или расселённых зданий, находящихся в аварийном состоянии, XIX - начала XX столетий никоим образом централизованно не сохраняются в Самаре и спасаются исключительно силами единиц-энтузиастов, которые не всегда могут найти для них новое достойное применение. Тысячи же важных оригинальных деревянных деталей в последние десятилетия в городе были просто смешаны со строительным мусором и вывезены на свалку.

 

В последнее время наблюдаются позитивные перемены в области развития исторической среды Самары. Начата работа над приданием городу статуса исторического поселения, происходят действия по бесконфликтной реновации этой среды. Но несмотря на это, ещё десятки или сотни исторических деревянных и кирпично-деревянных зданий неминуемо будут снесены в силу разных причин. Часть домов на некоторых территориях вместе с землёй выкуплены девелоперами, уже согласовавшими проекты застройки, не подразумевающими сохранения исторических построек, не имеющих официально статуса объектов культурного наследия. Другой угрозой для сохранения деревянного декора являются сами собственники старинных домов, не признанных ОКН, а также подрядные организации и лица, осуществляющие их ремонт с помощью современных материалов (сайдинга и т.п.). В результате этих действий (несмотря на их полную законность) культурный капитал города исчезает бесследно.

 

На данный момент Самара является одним из лидеров по количеству сохранившихся деревянных и кирпично-деревянных построек дореволюционного периода в России. И богатство декора этих зданий в случае невозможности сохранить их сами (или их исторический внешний облик) диктует нам необходимость разработки решений по вторичному использованию деревянных украшений. 

Авторы этой работы выступают за сохранение любых исторических зданий в максимально приближенном к оригинальному виде. И ни в коем случае не ищут пути замены сохранения таких объектов целиком консервацией лишь деревянного декора. В то же время, необходимость спасения хотя бы элементов с совершенно законно уничтожаемых исторических построек возникла в городе уже давно. Эта концепция является лишь одной из частей сложной и многоплановой работы по сохранению исторического облика дореволюционной Самары и её элементов. 

Территории исторической Самары, которые требуют первоочередного внимания в плане сохранения оригинальных элементов деревянного декора, - это её окраины. Наиболее интенсивно исторические постройки уничтожаются в районах улиц Полевой, Арцыбушевской и Водников. И для сохранения хотя бы элементов деревянных украшений домов, не являющихся объектами культурного наследия, требуется создать концепцию их вторичного использования. А также стимулировать появления диалога о необходимости их сохранения с девелоперами, ведущими застройку в границах исторического центра Самары.  

 

В мире и России существует ряд практик по сохранению оригинальных архитектурных деталей от создания отдельных постоянных музеев или временных экспозиций до повторного использования их в качестве материалов для новых объектов современного искусства. У каждого из таких подходов есть свои плюсы и минусы. К сожалению, даже музеифицированные капители блистательного Константинополя смотрятся довольно блёкло в стамбульском Музее археологии. Внешнее архитектурное убранство чаще всего меркнет в закрытых пространствах экспозиций и теряет свой первоначальный смысл - “работать” на прохожих. Кроме того, музеификация требует существенных затрат на содержание, а в случае с архитектурными деталями, имеющими немалый размер, ещё и значительных площадей для хранения и экспонирования. Вторичное же использование таких деталей как частей арт-объектов или интерьеров не способствует длительному сохранению декора и часто не несёт в себе должного уважения к подлинным исторических артефактам с историей более ста лет. Повторение уже существующих практик в этой области, известных авторам, по их мнению не является оптимальным для самарской ситуации и контекста.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

  1. Изучение российских практик хранения наличников для выявления их сильных и слабых сторон с целью использования их в проекте. 
  2. Разработка типового решения по сохранению наличников с элементами музеификации, пригодного для общественных пространств;
  3. Создание концепции тиражируемых типовых решений, позволяющих дополнять коллекцию по мере появления новых артефактов, а также пригодных для функционального использования в городской среде (укрытие от осадков и яркого солнца) и несущих медийный виртуальный эффект (привлекательных для фотографирования, создания селфи) для продвижения культурного наследия;
  4. Разработка предложений по размещению модулей в историческом центре Самары, учитывающих “память места” (на территориях с уничтоженной исторической дореволюционной застройкой или подвергающихся активной новой застройке в настоящее время).

ПРАКТИКИ ЭКСПОНИРОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО АРХИТЕКТУРНОГО ДЕКОРА

С ЭЛЕМЕНТАМИ ДЕРЕВЯННОЙ РЕЗЬБЫ

 


КАТАЛОГ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ДЛЯ ЭКСПОЗИЦИИ

ПОЛЕВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕРРИТОРИИ ИСТОРИЧЕСКОГО ЦЕНТРА САМАРЫ

 


ОБЪЁМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ РЕШЕНИЯ ЭКСПОЗИЦИОННОГО ПАВИЛЬОНА

Объем выставочного павильона представляет собой лаконичный домик с двухскатной кровлей - собирательный образ тех деревянных домов, наличники с которых в нем размещены. Конструктивно это металлический каркас из стального швеллера сечением 200х100 мм, покрашенный темно-серой краской по металлу с наружней стороны и белой - с внутренней. Двухскатный навес - для защиты элементов экспозиции и посетителей от осадков - с внешней стороны облицован деревянными досками, снятыми с подлежащих сносу домов, обрезанных до необходимой длины и окрашенных в темно-серый (близский к черному) цвет. Боковые поверхности павильона на одну треть своей длины закрываются сплошными панелями. Панель представляет собой каркас, к которому с внешней стороны крепятся такие же доски, как на навесе, а с внутренней (и с открытых торцов) - композитные панели белого цвета с нанесенной на них инфографикой о представленных рядом с панелью наличниках, а также картой-схемы кварталов, где эти стояли здания, которым они принадлежали. 

По внутреннему периметру навеса на полки швеллеров монтируются светильники, обеспечивающие функционирование объекта в темное время суток. Благодаря подсветке он сам будет выступать как элемент освещения и оживления выбранных для установки локаций. 

Цветовое решение павильонов неслучайно: черные доски с внешней стороны объема символизируют почерневшие от сажи и копоти стены деревянных домов, разрушенных в результате многочисленных пожаров на территории исторического центра Самары. Сами наличники (как и внутренние поверхности павильона) окрашены в белый и,  таким образом, противопоставлены «сгоревшим» поверхностям, как сохранившиеся, «выжившие» объекты. Темный снаружи и светлый изнутри, объект символизирует скрытую, неочевидную за потемневшими от времени и пожаров стенами старых самарских домов, жизнь, что некогда текла в пронизанных солнечным светом интерьерах с изразцовыми печами и причудливой лепниной на потолках. На первый взгляд со стороны - за привезенными из других, ушедших в прошлое, мест города, и выркашенными в ослепительно-белый резными наличниками - пустота. Но на самом деле за этими пустыми окнами кроется долгая, богатая история. Если зайти внутрь, - за окном окажешься та сам, обрамленный в раму из деревянных кружев, и рама эта, повидавшая на своём веку не одну сотню (или даже тысячу) людей и событий, сохранит - теперь уже твою - историю. 


Павильон Типа 1 имеет различные между собой боковые фасады: на одном из них глухая плоскость стены располагается с одной стороны от двух подвешенных наличников, примыкая к вертикальной стойке каркаса павильона; на втором - эта плоскость располагается посередине фасада, а два наличника подвешиваются по бокам от нее. На внутренней стороне обоих простенков размещается инфографика, посвященная истории представленных в павильоне наличников. В каждом блоке инфографики описано по два наличника, размещенных на одной с ним плоскости фасада. Павильон Типа 2 имеет идентичные боковые фасады - зеркальные версии фасада 1-2 павильона Типа 1.


МАКЕТ ИНФОРМАЦИОННОГО БЛОКА В СТРУКТУРЕ ПАВИЛЬОНА

Боковые поверхности павильона на одну треть своей длины закрываются сплошными панелями. Панель представляет собой каркас, к которому с внешней стороны крепятся такие же доски, как на навесе, а с внутренней (и с открытых торцов) - композитные панели белого цвета с нанесенной на них инфографикой, рассказывающей о представленных рядом с панелью наличниках

 

В СТРУКТУРЕ ИНФОГРАФИКИ ПАВИЛЬОНА РАЗМЕЩАЮТСЯ:

  • Официальный логотип и название проекта;
  • Номер позиции и адрес утраченного здания, наличник которого представлен в павильоне;
  • Фотография фасада здания, которому принадлежал представленный в павильоне наличник;
  • Фотография наличника с обозначением на выносках символов, заложенных в элементы деревянной резьбы;
  • Текстовый блок, посвященный истории здания и причинам его утраты;
  • Карта-схема исторического центра Самары с обозначением местоположения павильона и кварталов, где располагались утраченные здания, наличники которых представлены в павильоне;
  • Карта-схема квартала с обозначением бывшего расположения утраченного здания, наличники которого представлены в павильоне;
  • Хэштэг проекта  - для продвижения в публикациях и социальных сетях, список организаций и лиц, принимавших участие в проекте;
  • Логотипы организаций, принимавших участие в разработке проекта.

КАРТА ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ЛОКАЦИЙ ДЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ ПАВИЛЬОНА

НА ТЕРРИТОРИИ ИСТОРИЧЕСКОГО ЦЕНТРА САМАРЫ 


ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ПАВИЛЬОНА

НА НЕСКОЛЬКИХ ВЫБРАННЫХ ЛОКАЦИЯХ